К 100-летию Якутско-Охотского телеграфа

История связи РС(Я)

Якутско – Охотский телеграф

Учрежденный 1 июля 1886 г. Иркутский почтово-телеграфный округ (ИркПТО), в число подведомственных территорий которого, наряду с Иркутской и Енисейской губерниями, входила и Якутская область (с 1906 г. также и Забайкальская область), предпринимал меры по улучшению системы связи в Северо-Восточной России.

На первом этапе, во второй половине 80-х – первой половине 90-х годов XIX века, объектом внимания округа стали упорядочения деятельности государственных почтовых и земских почтовых трактов (Иркутско-Якутского, Якутско-Охотского, Якутско-Верхоянско-Колымского, Якутско-Амгинского, Якутско-Вилюйского и др.), размещенных на трактах почтовых станций, почтовых контор и отделений.

На втором этапе – с середины 90-х годов по 1906 год важное место в улучшении системы почтовой связи в регионе имели: ввод в строй Сибирской железной дороги до станции Иркутск (16 августа 1898 г.), открытие Ленского срочного (регулярного) почтово-пассажирского пароходства Н. Е. Глотова (22 мая 1895 г.), завершение строительства и сдача в эксплуатацию телеграфной линии Иркутск – Якутск (8 августа 1901 г.). Если в 1895 г. в Якутской области действовали 5 почтовых учреждений, то в 1906 г. число почтово-телеграфных учреждений в области составило 13.

В становлении нового, третьего этапа в деятельности ИркПТО определяющее значение имело иркутское совещание в декабре 1906 г., посвященное путям сообщения в Сибири. Выработанная на совещании стратегия развития путей сообщения в Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, определили и дальнейшее развитие системы связи в регионах: открытие новых речных почтово-пассажирских маршрутов, организацию новых почтовых трактов, прокладку новых телеграфных линий.

В развитии системы связи в Северо-Восточной России на третьем этапе (в 1907 – 1917 гг.) особое значение имели прокладка Якутско-Охотской телеграфной линии и строительство беспроводных телеграфных станций (радиостанций).

Геополитические события на Дальнем Востоке (действия участников боксерского восстания в 1900 г. вблизи российских границ, русско-японская война 1904 – 1905 гг.) показали, что огромная по территории, но малонаселенная Северо-Восточная Россия (Якутский, Охотский, Камчатско-Чукотский края) из-за слаборазвитых путей сообщения и связи, весьма уязвима перед внешней угрозой. К минимизации последствий этой уязвимости наряду с экономическим значением и было нацелено строительство Якутско-Охотского телеграфа.

В 1907 г. перед начальником Иркутского почтово-телеграфного округа, инженером, надворным советником Робертом Юльевичем Зонненбургом Главным управлением почт и телеграфов Министерства внутренних дел была поставлена задача собрать необходимые сведения и провести изыскательские работы по выявлению оптимального направления для прокладки телеграфной линии от Якутска до Охотска.

Зонненбург находился в постоянном контакте с гражданским губернатором Якутской области, действительным статским советником Иваном Ивановичем Крафтом, по поручению которого Якутское областное управление предоставляло в Иркутск все требуемые сведения о предполагаемых маршрутах прокладки телеграфной линии. Проведя необходимые работы, И.И. Крафт 28 апреля 1908 г. сообщил в Главное управление почт и телеграфов предложение о двух маршрутах прокладки линии: первый - по существующему Якутско-Охотскому почтовому тракту; второй - по почтовому тракту Якутск – Амга и земскому тракту Амга – Усть-Мая, далее по следам Аянского тракта до Нелькана и от Нелькана через хребты к Охотску.

После обработки полученных сведений в Иркутске выбрали маршрут по Якутско-Охотскому почтовому тракту, о чем было сообщено в Санкт-Петербург и Якутск. После одобрения избранного маршрута началась подготовка к строительству.

Изыскательская экспедиция во главе с главным механиком Иркутского почтово-телеграфного округа Г.А. Тибукиным, в составе старшего механика В.А. Степанищева, младших механиков С.Е. Дудкина и И.С. Фомина, выехала 27 июня 1908 г. из Якутска в сторону Охотска по предполагаемой трассе строительства телеграфа. После трехмесячной работы по выбору маршрута для прокладки телеграфа, воздушных переходов через водные преграды, мест для строительства почтово-телеграфных отделений и контрольных телеграфных отделений экспедиция вернулась в Якутск. Материалы были представлены руководству почтово-телеграфного округа.

Исключительная роль в организации столь стремительного и скорого для России строительства (март – октябрь 1909 г.) 1025-верстовой телеграфной линии Якутск – Охотск, принадлежала Р.Ю. Зонненбургу. Ему по завершении изыскательских работ удалось в краткие сроки, за 5 месяцев (октябрь 1908 г. – февраль 1909 г.), решить все организационные работы для начала строительства линии в марте 1909 г.

Всемерное содействие ему оказывал гражданский губернатор И.И. Крафт. О том, что в Санкт-Петербурге и Иркутске рассчитывали на такую поддержку, свидетельствует телеграмма на имя Крафта начальника Главного управления почт и телеграфов Министерства внутренних дел Российской Империи Михаила Петровича Севастьянова от 23 декабря 1908 г.:

«Предстоящем году необходимо устроить новую телеграфную линию от Якутска до Охотска, с открытием трех почтово-телеграфных и четырех контрольных отделений. За ограниченности кредита при постройке линии просеку возможно вырубить не шире десяти сажень, постройку домов желательно производить распоряжением Вашего Превосходительства.

Благоволите в целях успешного завершения означенной важной постройки принять на себя труд по вызову подрядчиков и устройству соревнования для выяснения цен на выполнение работ по порубке просек, заготовке столбов, развозке материалов и постройке зданий. Начальнику Иркутского округа предложено предоставить Вам все нужные сведения, относительно количества работ по выяснению цен. Прошу о результатах поставить меня в известность».

Зонненбург и его помощник, надворный советник Андрей Максимович Семенцов, в стадии подготовки и организации строительства пользовались всемерной поддержкой и содействием головы города Якутска Павла Андреевича Юшманова, областного инженера Александра Ивановича Кудрявцева, якутского купца Николая Алексеевича Аверинского, казачьего урядника Степана Иннокентьевича Расторгуева, старосты тунгусского 2-го Уягинского рода Гаврила Петровича Норина и др.

Особенность строительства Якутско-Охотской телеграфной линии заключалась в том, что как в стадии проведения организационных мероприятий, так и строительства, применялся комплексный подход. Так, например, не дожидаясь летней навигации для подвоза материалов (провода 4 мм сечением, крюков, изоляторов) в складочных пунктах на Иркутско-Якутской линии (Олекминске, Исите, Якутске) в январе 1909 г. были мобилизованы имеющиеся запасы и по зимнему пути завезены на трассу. Вся трасса была разбита на три участка: правый берег Лены – река Алдан; река Алдан – Юдомо-Крестовская станция; Юдомо-Крестовская станция – Охотск. Строительство на каждом участке шло с двух концов во встречном направлении двумя колоннами (всего шесть колонн), под руководством (с запад на восток) младших механиков Якутской почтово-телеграфной конторы Иннокентия Степановича Фомина и Сергея Евграфовича Дудкина, старшего механика Иркутского телеграфа Иннокентия Федоровича Дмитриевича.

В отличие от других телеграфных линий, где ширина просеки составляла 30 метров (15 саженей), просека под Охотский телеграф имела 20 метров ширины. При этом подрядчики совмещали несколько видов работ: вырубка просеки; заготовка столбов по заданной длине и диаметру в отрубе; транспортировка столбов по линии; очистка дорожной пути по всей трассе шириной 2 метра; утилизация отходов в зоне просеки.

Исходя из местности прокладки телеграфной линии, надлежало изготовить 12 252 столбов длиною 7 метров, диаметром 16 см на вершине, 5 562 столба длиною 8 метров, диаметром 18 см на вершине, 135 столбов длиною от 6 до 10 метров, диаметром от 22 до 32 см на вершине.

Длина расчисток от Якутска до Охотска составляла: мелкие заросли – 9 км, среднего лесу – 509,5 км, густого лесу – 489 км.

На территории от Якутска до Охотска на телеграфной линии имелось 15 воздушных переходов через реки, в том числе через реки Лена, Татта, Амга, Алдан, Белая, Алах-Юнь, Юдома, Урак, Охота, Кухтуй. Первый переход через р. Лену находился ниже Якутска, в ее самом узком месте, в районе Кангаласского мыса. А переход на правый берег находился в 3-х километрах от Ярмонской станции (летняя). Последний, 15-й переход через реку Кухтуй находился в двух километрах выше Охотска.

Для Чурапчинской, Нижне-Амгинской, Алданской, Охотской почтово-телеграфных отделений, Чернолесской, Алах-Юнской, Юдомо-Крестовской, Юрьевской контрольных телеграфных отделений надлежало построить здания для учреждений, в которых предусматривались квартиры для служащих площадью 56 квадратных метра с четырьмя печами в каждой или 40 квадратных метра с двумя печами. Половина печей было русских, половина – голландских. При каждом здании предусматривалась постройка амбара, с площадью 24 квадратных метра. Комплект мебели учреждений состоял из кроватей, шкафов с полками, малых шкафов, сундуков, столов, табуреток и изготавливался на местах.

В организационных мероприятиях важное место занимало прибытие Р.Ю. Зонненбурга 13 февраля 1909 г. в Якутск, его поездка в марте месяце в Охотск. В ходе поездки он тщательно проверил маршрут прокладки линии телеграфа, внес коррективы в проект, взамен намеченных выбрал новые площадки для строительства зданий, в бассейне реки Урак перенес маршрут телеграфа южнее.

Существенное влияние эта поездка оказала и на улучшение деятельности Якутско-Охотского почтового тракта. Во-первых, со строительством телеграфной линии, движение было перенесено на постоянный режим летнего тракта вдоль телеграфной линии; во-вторых, на тракте были открыты новые промежуточные станции, иные перенесены к линии телеграфа; в-третьих, благодаря деятельности телеграфа улучшилась и работа тракта, повысилась требовательность к почтосодержателям.

Якутско-Охотский телеграф был первым в XX веке крупным объектом на территории Якутии, в строительстве которого упор был сделан на местные трудовые ресурсы. В строительство и завоз грузов были привлечены сотни выходцев из крестьянских волостей и инородческих улусов. Среди них особенно выделялись своей численностью выходцы инородческих обществ крупнейшего улуса Якутского округа – Батурусского (ныне территории Чурапчинского, Таттинского, Амгинского). Среди подрядчиков инородческих обществ были Иван Гаврилович Сивцев, Иннокентий Степанович Говоров, один из основопложников якутской литературы Алексей Елисеевич Кулаковский и др.

Строительство телеграфной линии шло под непосредственным руководством Р.Ю. Зонненбурга. Для контроля хода строительства он вместе с рабочими выехал из Якутска 27 мая и прибыл на Алданскую станцию 3 июня.

Строительство первого участка от р.Лена до р.Алдан было завершено 29 июня, когда было проверено действие линии, после чего Зонненбург 6 июля выехал с Алдана в сторону Юдомского Креста, дойдя до Анчи и проверив работу на участке до Юдомского Креста, повернул назад. Он вернулся в Якутск 3 августа.

Срок сдачи телеграфа в эксплуатацию хотя и был определен 1 ноября, однако благодаря стараниям старшего механика И.Ф. Дмитриевича, строительство участка Юдомский Крест – Охотск было завершено 30 октября 1909 г., тем самым была установлена телеграфная связь между Санкт-Петербургом, Иркутском, Якутском и уездным центром Камчатской области Охотском. В целом, строительство Якутско-Охотской телеграфной линии обошлось казне в 81 113 рублей.

Павел Казарян,
доктор исторических наук,
профессор, академик РАЕН

<